Суббота, 20.04.2019, 12:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Говоруша


личный сайт учителя-логопеда 
Родионовой Светланы Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [22]
Материалы для раздела "Лекторий" [6]
Здесь находится весь материал опубликованный в "Лектории"
Развиваем речь малышей [2]
для малышей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Калейдоскоп идей

Главная » Статьи » Материалы для раздела "Лекторий"

Письмо и здоровье начинающих учеников

 Письмо и здоровье начинающих учеников  

   Начальный этап формирования навыка письма сопряжен со значительными трудностями. Приступая к письменной работе и овладевая графикой букв, школьник должен соблюдать элементарные требования: правильно изображать форму букв и их элементов, равномерно размещать буквы на строчке тетради, ориентируясь на разлиновку, знать, как должна двигаться рука по строчке. Если он пишет целое слово, то дополнительно к этому должен вспомнить, как соединяются бук-вы, и рассчитать, поместится ли слово в строчке. Но для этого необходимо соблюдать позу, правильно держать ручку, не нарушать установленный угол поворота тетради. При выполнении такой трудной, кропотливой работы начинающий школьник не может соблюдать одновременно все требования и прежде всего нарушает позу. В связи с этим в организме не подготовленного к графической деятельности ученика происходит ряд  неблагоприятных процессов: у него легко деформируется неокрепший скелет, сжимается грудная клетка, задерживается дыхание, кровообращение, нарушается работа сердца и других органов. Так как рост ребенка, формирование грудной клетки и позвоночного столба еще не завершены, воздействие длительной статической (часто неправильной) позы при письме может служить причиной нарушения осанки. При стойких нарушениях осанки появляются морфологические изменения в позвоночном столбе. В дальнейшем это приводит к патологическим явлениям.

   В процессе обучения письму отмечается большое напряжение сил ребенка. В работу вовлекаются мышцы руки, плеча, всей верхней части тела. Длительная работа сопровождается болезненными ощущениями в кисти ребенка. На излишнюю мышечную напряженность указывает по-за, мимика, сильное сжатие пальцами карандаша.

   При ослабленной аккомодационной способности усиленная зрительная работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной нагрузкой. Наблюдения исследователей за изменением рефракции у детей показали, что чем раньше развивается близорукость (миопия), тем быстрее она прогрессирует и тем чаще приводит к осложнениям. При слабой подготовке к этому виду учебной деятельности, как следствие напряженной работы в статической (чаще неправильной) позе, снижается работоспособность, появляются головные боли, вялость, повышается раздражительность. Этот этап связан и со значительными эмоциональными переживаниями: затрата физических и духовных сил часто не приводит к желаемому результату.

   Из вышесказанного следует, что процесс овладения письмом тесно связан  с гигиеническим аспектом. С каждым годом увеличивается число так называемых дисграфиков – детей с нарушением письма. Учителя начальных классов наблюдают самые различные отклонения в письме учащихся. Существует четыре формы дисграфии – акустическая, оптическая, моторная и смешанная.

   Оптическая форма дисграфии связана с расстройством оптико-пространственных представлений. Ведущим симптомом моторной дисграфии являются затруднения в нахождении нужных движений для написания элементов той или иной буквы. Дети сбиваются со строчки, пи-шут неряшливо, буквы у них получаются различными по размеру, индивидуальный почерк долго не вырабатывается. Для предупреждения дисграфии должна вестись работа по подготовке детей к овладению графикой письма.

   Успешность обучения чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий: правильность подбора мебели, удобства ее для письма, должного уровня освещенности рабочих мест.

   Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывных графических упражнений не должна превышать: у старших дошкольников – 5 минут, в 1 классе – 8 – 9 минут. При большом объеме и продолжительности письменных работ у детей развивается утомление под влиянием комплексного воздействия умственной работы и статической нагрузки. Оно выражается в возбуждении, проявляющемся двигательным беспокойством, частыми изменениями положения тела.

   Это важно учитывать при планировании занятий, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ. При выполнении упражнений большего объема (в силу необходимости) следует организовывать краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз (прикрыть, посмотреть вдаль, в стороны и т. п.).

   Такой короткий отдых важен и для корректировки позы учащихся. В ходе специальных исследований выявлено, что они теряют рабочую посадку через каждые 2 – 7 минут после предъявленного к ним требования. Естественно, что одноразовые физкультминутки, а также обращения к детям по поводу посадки не имеют ощутимого педагогического воздействия. При работе со старшими  дошкольниками и младшими школьниками необходимо проведение 2 – 3 физкультминуток и специальных подготовительных упражнений для пальцев руки, кисти, предплечья.

Категория: Материалы для раздела "Лекторий" | Добавил: Sveta (21.01.2014)
Просмотров: 175 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бегущая строка
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz