Автоматизация - превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические.
Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи.
Аграмматизм - нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. При аграмматизме наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде,числе.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Анамнез - совокупность сведений от родителей и лиц, воспитывающих ребёнка, о его развитии на всех этапах, включая беременность его матери и роды, и о течении его заболеваний. Сбор анамнеза является важной частью комплексного обследования ребёнка.
Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк, нижней челюсти и др.).
Артикуляция - совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи.
Голосовой аппарат - совокупность органов участвующих в голосообразовании (лёгкие, система вдыхательных и выдыхательных мышц, гортань с голосовыми складками).
Грамматический строй речи - строение слова и предложения, присущее данному языку.
Гуление голосовые реакции ребёнка в первые 2 - 3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.
Диагноз - краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного.
Дифференциация звуков - этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи.
Дыхание речевое - дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объёма, преимущественно ротовым типом дыхания.
Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый речевым аппаратом при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Интонация - сложный комплекс просодических компонентов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащие на уровне предложения для выражения различных грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций.
Коррекция нарушения - система психолого - медико - социальных мер, направленная на исправление или преодоление недостатков психофизического развития ребёнка.
Коррекция нарушений речи - исправление недостатков речи. Используются синонимы: "устранение", "преодоление речевых нарушений".
Лепет - голосовые реакции ребёнка на раздражители положительного характера; появляются на втором месяце в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняются (многократное повторение слогов). При тяжёлых речевых нарушениях обнаруживается у детей в более позднем возрасте.
Мимика - движения мышц лица, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Выделяют общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.
Нарушения речи - отклонения в речи говорящего от языковой формы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа, ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.
Нарушения речевого развития - группа различного вида отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставания в темпе).
Недоразвитие речи - качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Отражённая речь - повторенная за кем-либо.
Постановка звука - первый этап формирования произносительных навыков, создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесённого звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) ощущениями. В результате постановки звука ребёнок усваивает произносительное умение.
Первичный дефект - нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов).
Релаксация - расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры.
Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Сопряжённая речь - одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.
Судороги - непроизвольное сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно.
Тембр - окраска или характер звука голоса.
Темп речи - скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление.
Тремор - непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.
Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия при дифференциации фонем и усвоении звуковой структуры слова.
Фонематический слух - способность к слуховому, дифференцированному восприятию звуков речи - фонем; является основой для овладения звуковой стороной речи.
Фраза - законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.
Эхолалия - автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.