Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Логопедический глоссарий
Автоматизация - превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические. Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи. Аграмматизм - нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. При аграмматизме наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде,числе. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Анамнез - совокупность сведений от родителей и лиц, воспитывающих ребёнка, о его развитии на всех этапах, включая беременность его матери и роды, и о течении его заболеваний. Сбор анамнеза является важной частью комплексного обследования ребёнка. Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк, нижней челюсти и др.). Артикуляция - совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи. Голосовой аппарат - совокупность органов участвующих в голосообразовании (лёгкие, система вдыхательных и выдыхательных мышц, гортань с голосовыми складками). Грамматический строй речи - строение слова и предложения, присущее данному языку. Гуление голосовые реакции ребёнка в первые 2 - 3 месяца жизни, ранняя стадия лепета. Диагноз - краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного. Дифференциация звуков - этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи. Дыхание речевое - дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объёма, преимущественно ротовым типом дыхания. Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый речевым аппаратом при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Интонация - сложный комплекс просодических компонентов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащие на уровне предложения для выражения различных грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций.
Коррекция нарушения - система психолого - медико - социальных мер, направленная на исправление или преодоление недостатков психофизического развития ребёнка. Коррекция нарушений речи - исправление недостатков речи. Используются синонимы: "устранение", "преодоление речевых нарушений". Лепет - голосовые реакции ребёнка на раздражители положительного характера; появляются на втором месяце в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняются (многократное повторение слогов). При тяжёлых речевых нарушениях обнаруживается у детей в более позднем возрасте.
Мимика - движения мышц лица, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д. Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Выделяют общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Нарушения речи - отклонения в речи говорящего от языковой формы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа, ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности. Нарушения речевого развития - группа различного вида отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставания в темпе). Недоразвитие речи - качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Отражённая речь - повторенная за кем-либо.
Постановка звука - первый этап формирования произносительных навыков, создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесённого звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) ощущениями. В результате постановки звука ребёнок усваивает произносительное умение. Первичный дефект - нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов). Релаксация - расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры. Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Сопряжённая речь - одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз. Судороги - непроизвольное сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно. Тембр - окраска или характер звука голоса. Темп речи - скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление. Тремор - непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.
Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие - специальные умственные действия при дифференциации фонем и усвоении звуковой структуры слова. Фонематический слух - способность к слуховому, дифференцированному восприятию звуков речи - фонем; является основой для овладения звуковой стороной речи. Фраза - законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.
Эхолалия - автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.
|
Корзина
Архив записей
Друзья сайта
|
||||