Как учить стихи с ребенком?
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом
декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить
стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т.д.), а
ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?
Ребенок может
отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без
объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания,
как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить.
Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной
перегрузки.
В этом случае
помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо
сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, -
соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто я буду
рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательное условие, которое надо
помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком
случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать
информационного стресса.
Следующий шаг –
выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку.
Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать
непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная
для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово,
или фраза и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это
слово (фразу).
Когда все непонятные
слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая
строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту
строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка
запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется
легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две
строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две
строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно
для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.
Ну а если и такой
способ не помогает, и ребенок продолжает противиться, то придется идти на
крайнюю меру – надо взять ребенка так, как берет нас реклама – бесконечным
повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами
для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз,
будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной – две строчки,
в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте
с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки
и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» -
пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет
повторять одну-две строчки своим отличным от остальных голосом. В конце концов
ребенок включиться в игру. Многократное повторение – оружие мощное. Запомнишь,
даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания
пройдет незаметно для него самого.
Тут есть одна очень
важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день.
Неделя – вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное
стихотворение.
Кстати, этот метод
заучивание известен с древних времен. Называется он «система накопления».
Именно его использовали индусы и другие народы при передачи своих священных и
философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого
малого, постепенном прибавлении и частом повторении.
Повторение здесь
очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с
каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для
сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей,
а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно
легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек.
Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком
большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе
постепенно.
И напоследок
несколько рекомендаций:
1. Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с
рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут
потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически
рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память
ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно
читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить
рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
2. Чтобы стихотворение училось легко – отдайтесь его ритму.
Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные
движения руками, качание туловищем и так далее.
3. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы
говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч
вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее.
Когда ребенок познакомиться со стихотворением поближе, можно бросать мяч на
каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас
говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
4. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это
может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые
собираются в книжку.
5. Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для
заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например:
кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду»,
Антошка-картошка, «иди на горшок – получишь семечек мешок», «кашка для Сашки» и
т.д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их
использовать в общении с ребенком.
Автор: Рахманова Елена
Источник: «Веселые обучалки и развивалки для детей»
|