Понедельник, 22.04.2019, 14:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Говоруша


личный сайт учителя-логопеда 
Родионовой Светланы Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [22]
Материалы для раздела "Лекторий" [6]
Здесь находится весь материал опубликованный в "Лектории"
Развиваем речь малышей [2]
для малышей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Калейдоскоп идей

Главная » Статьи » Мои статьи

Что такое логоритмика?

Что такое логоритмика?    

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т.е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В.А. Гиляровским и логопедом Н.А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания.    

   Что такое логоритмика? Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи, это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для  развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге для адаптации человека к условиям внешней и внутренней среды.

   Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

   Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

   Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1.       Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

   Благодаря упражнениям с ходьбой в различных направлениях у детей постепенно формируется координация движений рук и ног, воспитываются навыки движения в указанном направлении: по одному, парами или группой с соблюдением расстояния между идущими. В процессе выполнения данных упражнений у дошкольников также улучшается осанка, формируется умение планировать свои движения. Они учатся ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия правостороннего и левостороннего движения; развивают глазомер. При выполнении различных движений и перестроений, вслушиваясь в словесную инструкцию педагога, дети закрепляют словарь действий (глаголы) и словарь признаков (прилагательные, наречия), лучше запоминают предлоги.

2.       Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. В группах встречаются дети, которые  излишне напряжены, резки в движениях, суетливы или, наоборот, вялы. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц. С этой целью в занятия рекомендуется включать упражнения на расслабления, которые являются важным средством профилактики утомления, повышения работоспособности ребенка на занятиях, т. к. основная их цель заключается в том, чтобы способствовать максимальному отдыху детей за минимальный промежуток времени. Данные упражнения предлагаются дошкольникам в сочетании с движениями. Это делает возможным обучать детей расслаблению различных групп мышц по контрасту с их напряжением. Способность детей расслаблять и напрягать определенные группы мышц вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса выполнятся детьми как с предметами (мячами, флажками, обручами, бубнами), так и без них. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

    Особенно большое внимание в логоритмическом воспитании детей уделяется звуковой культуре речи. Профилактика и коррекция речевых нарушений заключается не только в работе по постановке звуков, а включает также формирование фонематического слуха и общих речевых навыков, к которым относятся: развитие дыхания, голоса, темпа и интонационной выразительности речи.

3.       Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

   Работа над выразительностью речи детей предполагает не только овладение основными элементами интонации, но и постоянное побуждение детей к эмоционально окрашенной речи. На занятиях упражнять детей в произнесении одного и того же речевого материала (фраз, слов) по-разному, например: грозно, как медведь; весело, как зайка; легко и быстро, как птичка.. С этой целью полезно чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной и другими интонациями под соответствующую музыку. Помимо этого дети учатся передавать различные чувства: радости, испуга, боли, гнева и т. п. Упражнения по формированию элементов интонации вырабатывают умения различать на слух и воспроизводить слоги слитно и раздельно, кратко и долго, в нормальном и медленном темпе, выделять один слог более длительным и громким произнесением из двух-трех слогов.

4.  Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

   5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

   6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

 7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание. Работа по развитию чувства музыкального ритма у ребенка дошкольного возраста начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнения под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений. Для этого детям даются ритмические загадки (повторение заданного ритмического рисунка вслед за логопедом хлопками, притопами,..). В дальнейшем упражнения усложняются - к движениям  добавляются звукоподражания, а вслед за тем и слова, которые дошкольник должен произносить, петь в заданном движением ритме. Дети могут отбивать ритм песни на бубнах, палочках, деревянных ложках, металлофонах. На начальных этапах эти упражнения выполняются без пения, а на более поздних этапах – с пением. Двигательные упражнения с пением также способствуют формированию у детей чувства музыкального ритма и ритма в целом.

   8. Ритмические упражнения. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и мелкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.

   9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.  Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

   10. Пение. Пение очень полезно для детей, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Могут широко использоваться народные и современные детские песни, попевки, прибаутки, музыкально-речевые игры. Для детей старшего дошкольного возраста очень полезно периодически пользоваться при пении таким приемом, как пение мелодии знакомой песни без слов, на слоги «ду» и «ля», как бы играя на дудке или балалайке. В этом случае пение берет на себя роль артикуляционной зарядки, способствующей постановке у детей сонорных звуков Л и Р.

   11. Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Музыкальные инструменты используются детьми для загадывания друг другу музыкальных загадок, для воспроизведения только что прослушанного ритмического рисунка.

   12. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами, катушками,.. Рекомендуется использовать такие тексты для пальчиковых игр, которые являются рифмованными подсказками к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают его на игру С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты).

   13. Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек). Поначалу мимические упражнения  дети выполняют перед зеркалом, чтобы они могли зрительно контролировать свои движения. В этот период они не только разучивают отдельные статические позы, но и демонстрируют последовательность разных выражений лица, выполняя динамические мимические упражнения. Динамические упражнения позволяют вырабатывать у детей такое важное качество, как переключаемость с одного движения на другое. Мимические упражнения хорошо выполнять под соответствующую настроению музыку и с использованием наглядности: карточек, схем.

   14. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. Статические упражнения выполняются в медленном темпе. Цель таких упражнений – выработка у ребенка умения удерживать органы артикуляции в определенном положении. В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе. В момент выполнения динамических упражнений можно использовать  музыку с четко выраженным ритмом и акцентом.

   15. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов. Развитие слухового и фонематического восприятия детей имеет принципиальное значение: в процессе занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации – речи, неречевых звучаний, музыки. Они учатся вслушиваться в музыку и речь, анализировать и сопоставлять услышанное.

   16. Коррекция и профилактика нарушения звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:

   1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов);    2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.

   В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции;

- развитие фонематического восприятия;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и двигательной памяти;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

- творческой фантазии и воображения.

   Если  ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо- есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие- ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д.

   Детям более старшего возраста  логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.

Категория: Мои статьи | Добавил: Sveta (03.01.2014)
Просмотров: 2127 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бегущая строка
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz