Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука "Л" в слове, фразе, тексте на тему "Мир цветов".
Подгрупповое логопедическое занятие
Тема: «Звук «Л». Мир цветов».
Этап: автоматизация звука «Л» в словах, фразе, тексте.
Цель: закреплять правильное произношение звука «Л» в словах, фразе, тексте.
Задачи:
· Образовательные:
- формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;
- формирование кинестетического образа звука «Л» (ощущения положения органов артикуляции);
- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».
· Коррекционно-развивающие:
- устранение дефектного произношения звука «Л», автоматизация звука в словах, предложениях;
- развитие силы выдыхаемой воздушной струи;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие общей моторики и координации движений.
· Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви, бережного отношения в природе (цветам);
- воспитание заботливости к окружающим.
Методы и приёмы:
- упражнение;
- игровое упражнение;
- дидактическая игра;
- художественное слово;
- словесное пояснение;
- игра малой подвижности
Оборудование:
Демонстрационный материал:
фланелеграф, 2 магнитные доски, 2 корзинки, синяя и зеленая салфетки, мяч; 2 вазы (синяя и зеленая), цветы (гладиолус, подсолнух, фиалка, анютины глазки, ландыш, клевер, лютик, лилия, василек, тюльпан, ромашка), солнце;
Раздаточный материал:
6 карточек с изображением цветов, карточки на воздушную струю, конверты, карточки – отгадки, игровое поле, карточки с изображением фиалки
Предварительная работа:
- разучивание игры для развития слухового внимания «Где ключи?»;
- знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики «У бабушки»;
- расширение знаний по лексической теме «Цветы».
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Сегодня на занятии мы будем упражняться в правильном произнесении звука «Л». Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (цветы)
II 1. Игра «Где ключи?»
Цель: развитие слухового внимания
Логопед: Я предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в Мир цветов и звуков. Но нам надо открыть замок. Я предлагаю поиграть в игру «Где ключи?» и найти ключи от замка. (Дети стоят с закрытыми глазами спиной к кулисам, на расстоянии друг от друга, логопед ходит между детьми, позвякивая связкой ключей. Игра повторяется 3 раза.)
Логопед: Вот мы и попали в Мир цветов.
Кулисы открываются, дети оказываются в Мире цветов. Логопед предлагает детям сесть за столы.
2. Артикуляция и характеристика звука «Л».
Логопед: Здесь живут не только цветы, но и звуки. Мы сегодня продолжим упражняться в произнесении звука «Л». Скажите, что делают губы, где нахо-дится кончик языка, поет ли голосок, какая выходит воздушная струя, когда мы произносим звук «Л» (дети отвечают и выкладывают на столе соответствующие карточки)
- Звук «Л» согласный или гласный, звонкий или глухой? (дети дают характе-ристику звуку)
3. Артикуляционная гимнастика:
Цель: развитие подвижности органов артикуляции, закрепление артикуляционного уклада звука «Л».
Логопед: Давайте подготовим наши язычки к путешествию.
Сказка «У бабушки».
Толстые внуки приехали в гости (толстячки),
С ними худые – лишь кожа да кости (худышки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (улыбочка)
Поцеловать они всех потянулись (трубочка)
Утром проснулись - в улыбочку губы (улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (парус)
Вправо и влево, внутри и снаружи (парусом вправо и влево)
С нижними зубками тоже мы дружим (то же у нижних зубов)
Губы сожмем мы и рот прополощем (надувание щек)
И самоваром пыхтим, что есть мочи (выпускаем воздух через губы)
Блюдца поставим – положат блины нам (лопаточка)
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на лопаточку)
Блинчик жуем, завернем и надкусим (мясорубка)
Следующий блинчик с вареньем закусим (вкусное варенье)
Чашки поставим, чтоб чаю налили (чашечка)
На нос подули – мы чай остудили (чашечка и подуть)
Чаю попили – никто не обижен (чашечка вперед – назад)
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (вкусное варенье)
4. Слуховое внимание, фонематический слух.
Логопед: Скажите, как называют человека, который
- пчел разводит (пчеловод)
- птиц разводит (птицевод)
- овощи разводит (овощевод)
- цветы разводит (цветовод).
Послушайте, какое несчастье случилось с одним из них:
Жил один цветовод, он развел огород,
Приготовил старательно клумбы,
Он принес чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена –
И на клумбах, засеянных густо,
Астророзы росли, одуванлилии росли,
Ромашландыш, фиалгладиолус…
Логопед: Ребята, назовите семена каких цветов у него перепутались.. (астры, розы, одуванчики, лилии, ромашки, ландыши)
Логопед: Назовите цветы, которые вы видите (ромашка, мак, одуванчик). Есть звук «Л» в этих словах. Какой звук слышится во всех словах? («К») (читать далее)