5. Игра «Слушай внимательно»
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Логопед: Вот ещё одно задание, где надо внимательно слушать. Положите перед собой листы бумаги, возьмите карандаши. Я буду называть части тела человека, а вы, услышав слово со звуком «Л», напишите букву «Л».
НОГИ, ЛОБ, ЖИВОТ, ПЯТКИ, ГОЛОВА, СПИНА, РУКА, ГЛАЗА, ЩЕКА, ЛАДОНЬ, НОС, УШИ, БРОВИ, ЛОКОТЬ
(во время выполнения задания логопед по очереди спрашивает у детей, какое слово они услышали)
Логопед: Посчитайте, сколько раз написали букву «Л»? (5 раз)
(Заслушать несколько ответов, обратить внимание, если кто-то ошибся, похвалить за правильность выполнения. Предложить убрать всё на край стола.)
Логопед: Предметы бывают маленькие и большие, и их мы называем по-разному. Например: нос – носик – носище, рука – ручка - ручище (логопед показывает на фигуры соответствующего размера на опорной карточке).
6. Игра «Маленький – большой»
Цель: закреплять навыки словообразования (уменьшительно-ласкательная и увеличительная форма существительных)
Логопед: Я предлагаю вам игру «Маленький – большой». Положите перед собой карточки. Я буду называть части тела, а вам надо назвать маленькую и большую, огромную.
(индивидуальные ответы детей с опорой на карточки с символами)
ГОЛОВА – ГОЛОВУШКА, ГОЛОВИЩА
ЛОКОТЬ – ЛОКОТОК, ЛОКТИЩЕ
ЛАДОНЬ – ЛАДОШКА (ЛАДОШЕЧКА), ЛАДОНИЩЕ
ЗАТЫЛОК – ЗАТЫЛОЧЕК, ЗАТЫЛИЩЕ
ВОЛОС – ВОЛОСИК, ВОЛОСИЩЕ
ГЛАЗ – ГЛАЗИК, ГЛАЗИЩЕ
7. Игра «Если всё у нас в порядке
Цель: развивать фонематический слух.
Логопед: Какое слово я произнесла последним? (глаз) (показать на человечке глаза). Сейчас у нас будут работать и уши, и глаза. У вас в конвертах есть по две картинки. Достаньте их из конвертов, рассмотрите. Назовите, что у вас.
(Дети называют картинки и определяют место звука «Л» в слове)
ЛУК, БУЛКА, САЛАТ, ШОКОЛАД, СВЁКЛА, МОЛОКО, ЯБЛОКО, КОЛБАСА
Логопед: Картинки надо расставить на полки в шкафу:
на верхнюю полку, если слово состоит из 1 слога;
на среднюю полку, если слово состоит из 2 слогов;
на нижнюю – из 3 слогов.
Приготовьтесь расставить картинки, поделите слова на слоги, определите сколько слогов в слове.
- А сейчас поднимите руку, у кого слово состоит из 1 слога.
(ребёнок выходит, называет слово, ставит карточку на верхнюю полку)
(таким образом деть ставят карточки со словами из 2-х слогов, из 3-х слогов)
Логопед: давайте проверим, правильно ли мы расставили картинки по полкам. (Дети называют слова с 1, 2-мя, 3-мя слогами)
8 .Игра «Вот что знаем мы с тобой»
Цель: развивать мелкую моторику
Логопед: Давайте расскажем, какие части тела есть у нас. Не забывайте правильно произносить звук «Л» в словах., говорить громко, чётко.
( дети, стоя у столов, выполняют соответствующие движения).
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь,
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове уха два и мочки две,
Брови скулы и виски,
И глаза, что так близки,
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы, посмотри.
Подбородок под губой –
Вот что знаем мы с тобой!
9. Игра «Посмотри внимательно».
Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве, упражнять в понимании и употреблении предлогов «между», «над», «под», автоматизация звука «Л» во фразе.
Логопед: Посмотрите внимательно на шкаф и ответьте на вопрос. Не забывайте правильно произносить звук «Л» и отвечать полным предложением.
- Что находится между молоком и шоколадом?
- Что находится под луком?
- Что находится между луком и колбасой?
- Что находится над салатом?
10. Игра «Узнай на ощупь»
Цель: развивать тактильные ощущения, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
Логопед: Это левая рука. Это правая рука.
Во всём они нам помогают:
Предметы тёплые или холодные узнают.
(логопед слова сопровождает показом названных частей тела на человечке)
У меня есть волшебный сундук. В нём что-то лежит. Я предлагаю вам узнать эти предметы на ощупь, и сказать, холодные они или тёплые.
(Дети по очереди работают у доски. Логопед следит за тем, чтобы дети строили словосочетания, чётко произносили звук «Л»).
ХОЛОДНАЯ ЛОЖКА, ТЁПЛОЕ ЯБЛОКО, ХОЛОДНАЯ ТАРЕЛКА, ТЁПЛОЕ ПОЛОТЕНЦЕ, ТЁПЛАЯ ВИЛКА, ТЁПЛЫЙ НОСОВОЙ ПЛАТОК, ХОЛОДНАЯ ЛУКОВИЦА, ХОЛОДНЫЙ ВОЛЧОК
Логопед: Молодцы, ваши руки не ошиблись, вы все справились с заданием, узнали предметы и назвали, какие они были.
11. Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствовать навыки согласования существительных с числительными и прилагательными.
Логопед: Я предлагаю вам пройти в наш маленький необычный кинозал. В зал вы сможете попасть только по билету.
(Логопед раздаёт детям по 1 карточке с изображением 4 предметов, просит их назвать)
(Дети встают, при входе в кинозал отдают билеты и по памяти называют изображённые на них предметы. По просьбе логопеда называют эти предметы обобщающим словом. Правильность ответов по карточке проверяют дети.)
· ЛУК, БАКЛАЖАН, СВЁКЛА, САЛАТ – ЭТО ОВОЩИ;
· МОЛОТОК, ПИЛА, ЛОПАТА, МЕТЛА – ЭТО ИНСТРУМЕНТЫ;
· КУКЛА, ЮЛА, ЛОПАТКА, ЛОШАДКА – ЭТО ИГРУШКИ;
· МОЛОКО, МАСЛО, КОЛБАСА, ШОКОЛАД – ЭТО ПРОДУКТЫ.
(Дети проходят, садятся напротив телевизора, им раздают цветные очки. Логопед уточняет, какого цвета у кого очки – голубые, жёлтые)
Логопед: Смотреть на экран мы будем через волшебные очки. Вам надо посмотреть на экран без очков и сказать, что там было. Затем вы смотрите на экран, надев волшебные очки. Надо сказать, что стало. Не забывайте правильно произносить звук «Л».
Логопед даёт образец:
Был один белый баклажан, стал один жёлтый баклажан.
Дети выполняют задание:
Было одно белое платье, ..
Бала одна белая ёлка,..
Было одно белое яблоко,..
Была одна белая клубничка,..
Затем дети меняются очками, снова выполняют задание:
Логопед: Было 3 белых баклажана,..
Было 2 белых клубнички,..
Было 3 белых платья,..
Было 2 белых ёлки,..
Было 3 белых яблока,..
III. Итог
Логопед:
- Какой звук мы сегодня упражнялись произносить?
- Это звук гласный или согласный? Почему?
- Какие части тела нам помогали сегодня на занятии?
- назовите, какие ещё части тела есть у человека?
Логопед: О наших помощниках, частях тела создано много пословиц. Вы знаете такие пословицы? (ответы детей: Голова – всему начало).
Логопед: Я вас хочу познакомить с ещё одной пословицей:
Глаза боятся, а руки делают.
Логопед: Дома вы выучите эту пословицу. Мама или папа вам объяснят, что она означает.
Логопед: Вы сегодня все старались, произносили правильно звук «Л», справились со всеми заданиями. Молодцы!
|