Понедельник, 22.04.2019, 14:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Говоруша


личный сайт учителя-логопеда 
Родионовой Светланы Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [22]
Материалы для раздела "Лекторий" [6]
Здесь находится весь материал опубликованный в "Лектории"
Развиваем речь малышей [2]
для малышей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Калейдоскоп идей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как работать в речевом уголке.

Как работать в речевом уголке

   В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

   В последние годы картина стала резко меняться в положительную сторону. В этом помогает новая комплексная программа "Из детства - в отрочество", в которой предлагается особая методика развития речи дошкольников, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе. Методика развития речи в программе основана на следующих положениях:

- знание возрастных особенностей и возможностей детей;

- диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка;

- тесная связь с логопедическими технологиями;

- сбалансированный охват всех сторон речи ребенка;

- осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей;

- взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

   Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений  к  более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

   Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

   Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

   Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

   Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

   Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечнососудистой системы.

Для того, чтобы развить у ребенка правильное фи­зиологическое и речевое дыхание рекомендуется проводить с ним упражне­ния так называемой дыха­тельной гимнастики. Упражнения для развития дыхания нужно выполнять в течение 5 мин в положе­нии сидя или стоя. Поза должна быть удобной для ребенка. Дыхательная гимнастика на начальном этапе отра­батывается с помощью простых упражнений и игр. Тренировка прово­дится постепенно. Выполнение дыхательной гимнастики учит детей пра­вильно вдыхать, равномерно распределять воздух в про­цессе разговора, соблюдать темп и пр.

   Одно из основных усло­вий правильной трени­ровки речевого дыха­ния — это плавное произ­несение всех слов и фраз на выдохе. Взрослому необходимо следить за своей речью, так как ребенок всегда подражает речи стар­шего. Все упражнения следу­ет повторять не меньше пяти раз. Развивать речевое ды­хание надо постепенно, начиная от произнесе­ния простых долгих зву­ков. Затем нужно при­ступать к изучению про­изношения слогов и слов. И только после того, как ребенок нау­чится правильно произ­носить слоги и слова, пе­реходить к фразам.  Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

   Чтение и разучивание стихотворений, песе­нок и потешек помо­гает развитию пра­вильного речевого дыхания.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

5. При выполнении упражнений на выработку силы и направленности выдыхаемой воздушной струи щёки не должны надуваться!

Упражнения дыхательной гимнастики

 1. «Кораблики».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

2. «Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

3. «Буль-бульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

4. «Губная гармошка».

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

5. «Цветочный магазин».

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

6. «Свеча».

Возьмите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

7. «Косари».

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

Развитие мелкой моторики

  Пальчиковые игры - это разнообразные действия, которые вы­полняются только паль­цами или руками в це­лом. Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Развитие мелкой мотори­ки повышает работоспо­собность головного моз­га. Некоторые из них пришли к нам из дале­кого прошлого и неко­гда были развлечени­ям.

   Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Постепенно игры  можно усложнить (например:  «На­мотай веревочку» и «Кто быстрее», выбрав ка­кой-нибудь один для всех играющих способ сматывания веревки, например, тремя паль­цами или прижимая па­лочку к ладони и про­кручивая ее четырьмя пальцами).

   И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.    

   Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

   В работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться  некоторых правил:

- задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

- работу проводить регулярно, систематически;

- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

- повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

- стараться, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям;  чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

   Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, необходимо использовать разнообразные приемы:

·        пальчиковая гимнастика и пальчиковая гимнастика с самомассажем пальцев и кистей;

·        показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

·        обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)

·        сминание пальцами комочков из бумаги;

·        перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

·        выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)

·        выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)

·        создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.

·        шнуровка на различных предметах;

·        сматывание шерстяной пряжи в клубки;

·        завязывание и развязывание бантов, узлов;

·        застегивание пуговиц, молний, крючков;

·        нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

·        конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

·        плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.

·        нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн"

·        игры с "осьминогом" (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.

·        изготовление бус из разноцветных скрепок.

·        игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)

·        графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком" и др.

·        физические упражнения, основанные на хватательных движениях

·        игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.

·        лепка из соленого теста.

·        рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.)

·        плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.

·        симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

   Чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс, который происходит на основе общения ребёнка с окружающими в различных видах деятельности. Но этому процессу предшествует формирование у детей слухового внимания.

Рекомендации по проведению игр и упражнений для развития слухового  внимания и фонематического слуха

1. Разговаривая с ребенком, вы должны находиться вблизи от него и в поле его зрения.

Привлеките его внимание, убедитесь, что он видит вас и поддерживает зрительный контакт.

  2. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми      взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

  3. Подобранные игры и упражнения должны соответствовать возрасту детей. (А. И. Максаков «Учите, играя», Н. Г. Алтухова «Научитесь слышать, Дурова «Фонематика», Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»,..)

  4. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений  к  более сложным. Проводить их  эмоционально, в игровой форме.

  5. В том случае, когда ребёнок при выполнении задания должен опираться только на слух, педагогу необходимо прикрывать нижнюю часть лица специальным экраном.

  При работе в речевом уголке используются словесные и дидактические игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи и развития связной речи. Методика их проведения описана в методической литературе.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Категория: Мои статьи | Добавил: Sveta (03.01.2014)
Просмотров: 582 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бегущая строка
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz