Четверг, 28.03.2024, 13:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Говоруша


личный сайт учителя-логопеда 
Родионовой Светланы Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [22]
Материалы для раздела "Лекторий" [6]
Здесь находится весь материал опубликованный в "Лектории"
Развиваем речь малышей [2]
для малышей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Калейдоскоп идей

Главная » Статьи » Мои статьи

Автоматизация звука "Л"

Подгрупповое логопедическое занятие

Тема: Звук «Л», автоматизация в слове и фразе.

«Наши помощники»

 

Цель: закреплять навыки правильной артикуляции звука «Л»

Программные задачи:

Образовательные:

- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- формирование кинестетического образа звука «Л» (ощущения положения органов артикуляции);

- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Я - человек»: уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме.

Коррекционно-развивающие:

- развивать мелкую и артикуляционную моторику;

- устранение дефектного произношения звука «Л», автоматизация звука в словах, предложениях;

- развитие фонематического слуха и восприятия: совершенствовать умение различать на слух и в  произношении звук «Л», упражнять в нахождении  слов со звуком «Л», делении слов на слоги;

- развитие грамматического строя речи: развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа;

- закреплять навыки ориентировки в пространстве;

- развитие общей моторики и координации движений.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, речевой культуре;

- воспитывать интерес к устному народному творчеству (пословицы).

 

Предварительная работа:

- разучивание музыкальной игры Е. Железновой «Ну-ка, все встали в круг»;

- знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики «Это правая щека» ;

- знакомство с артикуляционным укладом звука «Л»

 

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал:

  - карточки – символы артикуляции звука «Л»;

  -  дидактическое пособие «Если всё у нас в порядке»;

  -  игра «Настроение»;

  - игра «Узнай на ощупь»;

  - сундук;

  - ёмкость со льдом и горячие грелки;

  - опорная карточка для игры «Большой – маленький»

  - носовой платок, полотенце, яблоко, вилка, ложка, тарелка, игрушка – волчок, луковица

 

Раздаточный материал:

  - зеркала;

  - маркеры;

  - игра «Слушай внимательно»;

  - опорные карточки для игры  «Большой - маленький»;

  - конверты, в каждом конверте 2 предметные картинки со звуком «Л»

  - очки голубого и жёлтого цвета;

  - карточки - билеты  (с изображением предметов со звуком «Л» по лексическим темам)

- карандаши;

  - бумажные салфетки

 

Методы и приёмы:

- упражнение;

 - игровое упражнение;

-  дидактическая игра;

-  художественное слово;

-  словесное пояснение

Ход занятия

I. Организационный момент.

Музыкальная игра Е. Железновой «Ну-ка, все встали в круг»

(дети поют песенку, сопровождая слова соответствующими движениями)

Предложить сначала сесть детям в том порядке, в каком их имена произнесёт логопед (имена произносятся беззвучно, дети читают по губам) :

      КСЮША,    АЛМАЗ,    КАМИЛА,    МАТВЕЙ

Обратить внимание детей на осанку.

II. 1. Объявление темы занятия.

   Логопед:  «Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная.

                       Палка, палка, огуречик – получился человечек».

(Логопед на фланелеграфе выкладывает фигурку человечка – без рта, ушей ).

Логопед:

- В слове «человек» есть звук «Л»?

- Где находится звук «Л» в слове «человек»?

   Сегодня мы вспомним некоторые части тела человека, как они помогают нам в жизни, и продолжим упражняться в правильном произнесении звука «Л».

2. Артикуляция, характеристика  звука «Л»

Логопед: Первый наш помощник – это рот.

(на фланелеграфе человечку добавляется рот)

Вспомните и расскажите, как располагаются губы, зубы, язык, когда мы произносим звук «Л»

(дети рассказывают, логопед параллельно выставляет карточки-символы на магнитную доску)

Логопед: Для того, чтобы наши язычки не ошибались, сделаем гимнастику.

Придвиньте зеркала и салфетки.

   3. Артикуляционная гимнастика «Это правая щека».

Это правая щека, это левая щека

 (кончиком языка упираться попеременно в соответствующую щёку)

Здравствуй, верхняя губа, здравствуй нижняя губа.

(рот открыт, кончиком языка касаться соответствующей губы)

В губах улыбка заперта.

На губах она живёт. То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится. Грусть – печаль её боится.

        (чередование «улыбки» и «хоботка»)

А вокруг зубы стоят:

Нижний ряд и верхний ряд.

         (закусить нижними зубами верхнюю губу, затем «оскал»)

Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.

             (открыть широко рот)

Там, к прогулкам не привык робко прячется язык.

                   (закрыть рот)

Нёбо вместо потолка есть во рту у языка:

Челюсть ниже опускаем, язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд – назад, вперёд – назад. Наш язык работе рад.

             (упражнение «Маляр»)

Мы оближем губы наши, будут чище, будут краше.

        (упражнение «Вкусное варенье»)

Отдохнём на верхней губке и на нижней полежим.

           (рот открыт, касаться кончиком языка то верхней, то нижней губы)

А теперь как индюшата мы негромко покричим.

        (упражнение «Болтушка»)

(по окончании артикуляционной гимнастики зеркала дети убирают на край стола,

логопед собирает салфетки)

На улице и дома  звуки слушать

Помогают всем нам уши.

(логопед человечку на фланелеграфе добавляет уши)

Логопед: Я предлагаю вам игру, в которой надо внимательно слушать.

(Дети выходят на середину зала)

   4. Игра «Телеграмма»

Цель: развивать фонематическое восприятие, автоматизация звука «Л» в слогах.

Логопед: Я буду передавать телеграмму не только голосом, но и при помощи рук. Получив телеграмму, вам надо передать её дальше без ошибок.

(логопед произносит ряд слогов, сжимая ритмично ладонь рядом стоящего ребёнка)

ЛА – ЛА – ЛА;   ОЛ – ОЛ – ОЛ;    КЛА – КЛА – КЛА;    ПЛЫ – ПЛЫ – ПЛЫ;

ПЛА – ПЛУ – ПЛА

Логопед: Молодцы! Все телеграммы были чёткие и дошли без ошибок.

(дети садятся на места) (читать далее)

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sveta (01.03.2014)
Просмотров: 3291 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Корзина

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz